Многие произведения, которые влекут наш глаз пестротой или действом в стиле голливудского блокбастера, заставляют нас задать себе актуальный и своевременный вопрос о том, зачем мы порой против своей воли становимся потребителями высокоинтеллектуальной культуры. Для своего перформанса «Хорошие чувства в хорошие времена» (2003) словацкий художник Роман Ондак организует постановочные очереди рядом с музеями или ярмарками искусств, хотя на самом деле они никуда не ведут, и люди в них стоят за деньги. Загадочные очереди вызывают любопытство и вопросы, - почему люди стоят здесь? чего они ждут? - и заставляют окружающих думать, что за участие полагается какая-то выгода или награда, ведь, как мы все знаем, если к чему-то выстраивается очередь, значит, она обладает культурной или развлекательной ценностью. А вдруг в конце ждут горки?!
Идея того, что к искусству можно относиться так же, как к развлечению, помогает нам обрести твердую почву под ногами перед лицом трудных для понимания произведений, особенно когда художник берет что-то знакомое нам, например, очередь, и заставляет нас посмотреть на нее под радикально другим углом.
Развлекательное искусство не всегда поверхностно, но его первая задача - заполучить нас в свои сети; просвещение и идеологическая обработка последуют позже. Выдающийся критик и историк искусства Роберт Сторр сказал в своей лекции в Лондоне перед открытием Венецианской биеннале, где он выступил в качестве куратора: «Главнейшая задача музея и куратора, после того как они заманили публику внутрь, - это выпустить ее на волю». Художник может не думать о доступности своего произведения в процессе работы, но он понимает, что без зрителя любое искусство зачахнет, поэтому в его интересах сделать так, чтобы произведение увидели как можно больше людей. Разрыв между искусством и развлечением становится все незаметнее, а отношения между ними - теплее, и нам остается надеяться, что художник знает, когда нужно сохранить достоинство и не продаться, когда пощекотать нервы своему зрителю, а когда отступить в сторону.